Сенситивные периоды развития ребенка

Сенситивные и критические периоды развития

Развитие ребенка происходит в тесной взаимосвязи генетически заложенных потенциалов организма и стимулирующего влияния внешней среды. Действие внешних стимулов нужно не только для овладения какой-либо функцией, но и для созревания клеток, тканей и органов, каковые участвуют в осуществлении данной функции. Так, опыты на животных продемонстрировали, что блокада зрительной информации в период развития зрительного анализатора ведет к обеднению и недоразвитию структур зрительной коры. При выращивании котят в клетках с чередующимися тёмными и белыми полосами по вертикали либо горизонтали структура зрительной коры мозга отражает рисунок полос. Следовательно, окружающяя среда (в этом случае зрительная информация) воздействует на формирование принимающего субстрата (зрительного участка коры мозга), регулируя количество и уровень качества составляющих его клеток.

Сенситивные периоды развития ребенка

Неравномерное созревание разных систем организма, прежде всего отделов нервной системы, ведет к тому, что чувствительность к внешним действиям может очень сильно различаться в различные возрастные периоды. Изучения продемонстрировали, что орган либо система, осуществляющие определенную функцию, становятся очень чувствительными к внешним действиям как раз в период наиболее интенсивного развития данной функции. Эти изучения легли в базу представления о сенситивных периодах развития как периодах громаднейшей чувствительности развивающегося организма к действию факторов среды.

Сенситивный период – это временной диапазон, максимально благоприятный для развития той либо другой функции, гой либо другой способности человека. К примеру, сенситивным периодом в развитии речи есть возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не свидетельствует, что речевая функция не начинается ни до, ни затем возраста, но как раз в это время обращение начинается наиболее бурно и в это время ребенок должен иметь опыт речевого общения, поддержку и поощрение взрослым его речевых попыток, жажды выразить свои эмоции речью.

Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков центральной нервной системы. Знание этих периодов разрешает создавать около ребенка нужную среду для развития навыков, каковые связаны с развитием определенных структур мозга. Особенно действен данный подход при обучении детей с отставанием в психическом развитии, нарушениями слуха и зрения. При таком подходе высокая чувствительность определенных функций в определенные периоды употребляется для действенной стимуляции развития этих функций внешними действиями. Выявление и учет сенситивных периодов есть обязательным условием создания адекватных условий действенного обучения и сохранения здоровья ребенка.

Границы сенситивных периодов не являются резко выраженными, у каждого ребенка они смогут быть перемещены в ту либо иную сторону на пара месяцев. Сенситивные периоды формирования разных функций смогут накладываться и создавать предпосылки приятель для приятеля. Выделение сенситивных периодов в равной степени относится к моторным функциям (освоение моторных навыков), сенсорным функциям (развитие восприятия окружающего мира) и психическим функциям, включающим в себя сенсорные и моторные. Ниже приведены условные границы некоторых сенситивных периодов.

Сенситивные периоды развития ребенка

1. От 1 месяца до 3–4 лет – период освоения движений и действий. Обычное состояние бодрствующего ребенка – движение. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, обучается руководить отдельными его частями, поворачиваться, садиться, подниматься. После этого он осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки. Восприятие и познание окружающего мира происходит в значительной мере через движение. Полученные в следствии двигательного периода представления об окружающем мире ложатся в базу развития мышления.

2. От 0 до 5,5 летпериод сенсорного развития. Активное приобретение с первых месяцев жизни сенсорного опыта (опыта, представленного в ощущениях величины, формы, веса, цвета, фактуры, структуры предметов, вкуса, запаха, разнообразных звуков) стимулирует формирование и развитие территорий головного мозга, снабжающих восприятие и переработку сенсорной информации, содействует формированию интеллекта ребенка.

3. От 0 до 6 лет – период развития речи. В это время любой ребенок – великий филолог, скорость и уровень качества усвоения им речевой информации не имеет аналогий в другие периоды развития. На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году увеличивается словарь ребенка, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, усваиваются многие грамматические нормы. В 2,5-3 года ребенок говорит многословными фразами, применяет соединительные альянсы и местоимения. К этому возрасту обращение делается средством общения и средством управления поведением. К 5–6 годам ребенок начинает осваивать письменную обращение (чтение и письмо).

4. От 10 месяцев до 2,5 лет – период интереса к небольшим предметам. Интерес ребенка к небольшим предметам связан с потребностью интенсивного развития небольшой моторики пальцев и мускулов руки. Манипуляции с небольшими предметами стимулируют интенсивное развитие определенных отделов головного мозга, а также отделов, снабжающих развитие речи.

Сенситивные периоды развития ребенка

5. От 2 до 6 лет – период развития социальных навыков. Ребенок начинает идентифицировать и осознавать себя, значительно уменьшается его зависимость от взрослого, появляется интерес к другим детям, групповым формам поведения, к отношениям со взрослыми и сверстниками. Он осваивает социальные правила поведения. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который неспешно делается потребностью. Ребенок примеряет на себя разные роли, что ведет к формированию сюжетно-ролевой игры и интенсивному впитыванию культуры социального окружения. Отсутствие адекватного социального опыта в этом периоде существенно снижает возможности социальной адаптации не только в дошкольном периоде, но и в течении последующей жизни.

Любой из сенситивных периодов требует определенных условий (организации внешней среды и педагогических действий) для оптимального развития тех функций, каковые в это время интенсивно развиваются и формируются.

Кроме сенситивных периодов в онтогенетическом развитии возможно выделить периоды бурных переломных скачков. Это критические периоды . на протяжении которых происходят интенсивные морфофункциональные трансформации определенных систем, они характеризуются особенной чувствительностью развивающейся функции, в то время, когда отсутствие адекватных средовых действий может необратимо нарушить становление функции. К примеру, при отсутствии определенных зрительных стимулов в первые месяцы жизни восприятие их в будущем не формируется, то же относится к речевой функции (известны примеры детей-маугли, каковые выросли среди животных – овладение людской речью в будущем выяснилось для них недоступно).

Критическим есть целый период внутриутробного развития, период новорожденности и первые шесть месяцев младенчества, поскольку в этом возрасте закладываются базы большинства физических и психических функций, их регуляции и сотрудничества. В будущем онтогенезе критическими являются периоды наложения сенситивных периодов и резких трансформаций социально-средовых факторов (к примеру, на возраст начала школьного обучения с резкой сменой социальных условий приходится так называемый полуростовой скачок – возрастной физиологический криз 6–7 лет, сопровождающийся психологическим кризисом 6–7 лет. Критическим периодом есть и начало полового созревания (пубертат) – изменение нейрогуморальной регуляции организма ослабляет возможности саморегуляции, что сходится по времени с увеличением социальных требований к детям и неустойчивости их самооценки. Это ведет к рассогласованности между функциональными возможностями и социальными требованиями организма, может проявляться тяжёлым поведением и отклонениями в здоровье.

Сенситивные периоды развития ребенка

Критические периоды онтогенеза отличаются более высокой чувствительностью развивающегося организма к действию негативных факторов внешней и внутренней среды, чем относительно стабильные периоды развития.

Если Вы увидели ошибку в тексте выделите слово и надавите Shift + Enter