Упражнения для развития речи у детей

Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи всё это формирует речевое мышление.

1 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (С КАРТИНАМИ)

Артикуляционные упражнения оказывают помощь ребёнку в закреплении звуков. Продемонстрируйте ему, как необходимо верно делать упражнение. Не забывайте, что их направляться делать перед зеркалом. Неспешно увеличивайте количество повторений и время исполнения упражнений.

Вкуснятина
немного открыть рот, облизать верхнюю губу, сперва справа налево, а после этого напротив. Принципиально важно, дабы нижняя губа не помогала языку и не подсаживала его.

Качели
Обширно раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а позже поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны).

Рыбка
Пошлёпать расслабленными губами, как будто бы рыбка.

Лошадка
Открыть рот и пощёлкать кончиком языка (лошадка цокает копытами).

Лопаточка
Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Делать упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5-10 секунд.

Иголка
Открыть рот и высунуть острый язычок как возможно дальше. Выполнятьупражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.

Блюдце
Обширно открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Делать упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.

Маляр
немного открыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой и против часовой стрелки. Делать упражнение по 5 раз.

Часики
Открыв рот, кончиком языка делать движения вправо-влево, дотрагиваясь до уголков губ.

Ириска
Пускай ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая внезапно приклеилась к верхним зубкам. Предложите крохе отделить её языком (делать движения языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками.
Принципиально важно в данной игре обращать внимание ребёнка на движения языка.

Чистые зубки
Улыбнуться, продемонстрировать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, после этого то же самое выполнить с нижними зубами. Язык дол­жен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Делать упражнение по 5 раз.

2 РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Одуванчик
Предложите ребёнку взять в руку мнимый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а после этого подуть на одуванчик так, дабы он разлетелся.

Звоночек
Попросите ребёнка подойти к стенке и представить, что перед ним находится дверь, а рядом кнопка электрического звонка. Пускай кроха сделает вдох носом и, на секунду задержав дыхание, надавит пальчиком на звонок, в один момент произнося рь-рь-рь. После этого предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки.

Свеча
Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пускай кроха сделает глубочайший вдох носом и резко задует свечу. Повторите игру пара раз.

Волшебник
Предложите ребёнку на некоторое время стать волшебником. Произносите на одном дыхании, к примеру, такое заклинание: Мимм-мэмм-мамм-момм-мумм-мымм! Следите за артикуляцией ребёнка.

Шарик
Возьмите малыша за руки, образовав так круг. Не разъединяя рук, сделайте вдох носом и 2 маленьких шага назад. Так шарик надувается. Сейчас вы должны выпустить из него воздушное пространство, в один момент сказав с-с-с и сделав 1 ход вперёд. Так шарик значительно уменьшается. Выпустите из шарика ещё мало воздуха, сказав в один момент с-с-с и сделав ещё 1 ход вперёд. Шарик делается ещё меньше. Повторите игру пара раз.

Лягушонок
Пускай ребёнок расставит ноги мало шире плеч, развернет носочки в стороны как возможно больше и, согнув ноги в коленях и присев как возможно ниже, упрётся ладонями в пол. Спросите у него, как квакает лягушка (ква-ква). Попросите малыша продемонстрировать, как прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать в один момент.

3 ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Затевать тренировать пальчики малыша возможно с 6 месяцев, поскольку это стимулирует речевое развитие ребёнка. В этом возрасте пальчиковые игры являются небольшой массаж кистей рук и пальцев малыша. Дети 2-3 лет смогут заучивать сопроводительный текст игр и повторять его вместе с вами.

Пароход
Пароход плывёт по речке,
Из трубы дымят колечки.
(Соединить ладони совместно, подняв громадные пальцы вверх пароход, подвигать ладонями в различных направлениях: вперёд, в стороны, назад прокладывает курс.)

Котик
Имеется у котика на лапках
Весьма острые царапки.
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сходу обеих рук.)

Пальчики
Пальчик пальчикам сказал,
Что поехал на вокзал.
Дабы встретить остальных,
Дабы было десять их.
(Поочерёдно касаться громадным пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение делать по 2 раза, сперва на правой руке, а после этого на левой.)

Теремок
На поляне теремок,
(Соединить ладони домиком.)
Дверь закрыта на замок,
(Сомкнуть пальцы в замок.)
Из трубы идёт дымок.
(Сомкнуть пальцы в колечки.)
Около терема забор,
(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Дабы не забрался преступник.
(Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш приятель!
(Развести руки в стороны, после этого одной ладонью обхватить другую.)

Первый пальчик в глине (большой стукается с указательным )
Второй в пластилине (большой со средним )
Третий в шоколаде (большой с безымянным )
Четвертый в мармеладе (большой с мизинчиком )
Склеились пальчики. (сложить все пальчики в щепоть )
Расклеились. (раскрыть обширно ладошку )
Кошка на ладошке

Возьмите ручку малыша и приговаривайте, водя своим указательным пальцем по ладошке.
По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка.
В мелкие лапки
Запрятала царапки.
В случае если внезапно захочет
Коготки поточит.
Цап-царап (пощекотать ладошку )

Упражнения для развития речи у детей

Сова-совушка, сова,
Громадная голова.
На колу сидела,
На луну смотрела,
Глазами сверкала.
Глазоньки хлоп-хлоп,
Лапочки топ-топ.
И полетела!

Птички сели на лужок,
А котята в уголок.
Сели-посидели,
Песенки запели.
Прибежала кошка-мать,
Домой деток начала звать.
Птички песню спели,
К деткам улетели.

Наши ручки в мыле были,
Мы посуду с мамой мыли.
Мы посуду вытирали,
Нашей маме помогали.

Как у нашего кота
Шубка весьма хороша.
Как у котика усы
Необычной красы.
Глаза храбрые,
Зубки белые.

Баиньки-баиньки,
Приобретём сыну валенки.
Наденем на ноженьки,
Разрешим войти по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп
Кто каши не ест,
Кто молока не выпивает,
Того забодаю,
Забодаю, забодаю!