Теория нравственного развития кольберга

Подход, предложенный Жаном Пиаже, существенно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже изучил когнитивное развитие, либо процесс обучения мышлению. В соответствии с его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии возможно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, не смотря на то, что необязательно с однообразной скоростью и результатами.

Теория нравственного развития кольберга

Первый период. от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. Сейчас у детей формируется свойство на долгое время сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До данной стадии им, по всей видимости, думается, что предмет перестает существовать, в то время, когда они на него не наблюдают. Существование данной стадии может подтвердить каждая приходящая няня, которая знает, как пронзительно кричат младенцы, видя, что родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они радостно машут им ручкой. Второй период. от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. Сейчас дети обучаются различать знаки и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, в случае если кто-то разрушает выстроенный ими замок из песка, символизирующий их личный дом. В конце этапа дети знают отличие между предметами и символами, каковые они обозначают.

В возрасте от семи до 11 лет дети обучаются мысленно выполнять действия, каковые раньше они делали лишь руками. Пиаже именует данный период стадией конкретных операций. К примеру, в случае если на данной стадии детям показывают ряд из шести палочек и просят взять такое же количество палочек из лежащего рядом набора, они смогут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из набора к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, еще не обучившиеся считать, чтобы получить необходимое число, кладут палочку к палочке.

В возрасте приблизительно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, именуемую стадией формальных операций. На этом этапе дети смогут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные неприятности, и размышлять о будущем. Предстоящее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на данной стадии (Элкинд, 1968).

Фрейд думал, что Суперэго осуществляет нравственную функцию, поощряет и наказывает Эго за его поступки. Гарвардский психолог- Лоренс Колберг (1963), придававший значение нравственному формированию детей, создал еще один подход к проблеме, в котором чувствуется сильное влияние теории Пиаже.

Теория нравственного развития кольберга

Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, каковые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в следствии совершенствования когнетивных навыков и способности к сопереживанию эмпатии. В отличие от Пиаже Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. Тогда как большая часть людей достигают по очень мере третьей стадии, кое-какие на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

Две первые стадии относятся к детям, каковые еще не усвоили понятий о хорошем и нехорошем. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) либо заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей стадии люди четко поймут мнения других и стремятся функционировать так, дабы завоевать их одобрение. Не смотря на то, что на данной стадии начинают формироваться личные понятия о хорошем и нехорошем, люди по большей части стремятся приспосабливаться к окружающим, дабы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии люди поймут интересы общества и правила поведения в нем. Именно на данной стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал через чур много сдачи, возвращает ее, по причине того, что это верно. Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны выполнять нравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

На пятой стадии люди осмысливают вероятные разногласия между разными нравственными убеждениями. На этой-стадии они способны делать обобщения, воображать себе, что случится, в случае если все будут поступать определенным образом. Так формируются личные суждения личности о том, что такое хорошо и что такое не хорошо. К примеру, нельзя обманывать налоговое управление, поскольку если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы. Но в некоторых случаях возможно оправдана неправда во спасение, щадящая эмоции другого человека.

На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные правила. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку. Возможно, Махатма Ганди, Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими данной высшей стадии нравственного развития.

Теория нравственного развития кольберга

Экспериментальные изучения распознали кое-какие недостатки теории Колберга. Поведение людей довольно часто не в полной мере соответствует той либо другой стадии: кроме того находясь на одной и той же стадии, они смогут вести себя по-различному в сходных обстановках. Помимо этого, появились вопросы относительно шестой стадии развития личности: правомерно ли считать, что пара известных деятелей в истории достигли какого-либо особенного уровня развития своей личности? Возможно, дело скорее в том, что они явились на определенном историческом этапе, в то время, когда их идеи получили особенное значение. Но, не обращая внимания на критику, труд Колберга обогатил наше познание развития нравственности.

Социализация личности – непрерывный процесс.

Нравственное развитие того либо иного индивида может задержаться на определенном этапе, но сам процесс социализации ни при каких обстоятельствах не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в юные годы и молодости, но развитие личности длится и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим — младший (1966) одним из первых высказал идея о том, что социализация происходит в течение всей жизни. Он утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

1. Социализация взрослых выражается главным образом в трансформации их внешнего поведения, тогда как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

Теория нравственного развития кольберга

2. Взрослые смогут оценивать нормы; дети способны лишь усваивать их. Свозрастом мы понимаем, что кроме того Джордж Вашингтон время от времени был должен сказать неправду, а вот дети верят, что существует некоторый сказочный мальчик, который постоянно говорит правду.

3. Социализация взрослых довольно часто предполагает познание того, что между тёмным и белым существует множество оттенков серого цвета. Социализация в юные годы строится на полном повиновении взрослым и исполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям разных ролей на работе, дома, на публичных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в непростых условиях, требующих применения таких категорий, как более хорошо либо менее не хорошо. Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не разрешено обсуждать действия отца и матери.

Теория нравственного развития кольберга

4. Социализация взрослых направлена на то, дабы оказать помощь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. К примеру, на базе социализации взрослые становятся воинами либо членами комитетов, детей же учат делать правила, быть внимательными и вежливыми.

Описание различий между социализацией детей и взрослых, сделанное Бримом, по большей части считается верным. Но методы осуществления обучения и адаптации взрослых при социализации являются предметом споров. Дальше мы рассмотрим кое-какие теории развития и трансформаций взрослых.