Кризис 1 года возрастная психология

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством в большинстве случаев именуют кризисом 1 года. Как каждый кризис, он связан со всплеском самостоятельности, возникновением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка в большинстве случаев появляются, в то время, когда взрослые не понимают его жажд, его слов, его жестов и мимики либо знают, но не делают то, что он желает. Потому, что ребенок уже ходит либо деятельно ползает по дому, сейчас резко возрастает круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все жажды ребенка выполнимы, по причине того, что его действия смогут причинить вред ему самому либо окружающим. Очевидно, ребенок и раньше был знаком со словом запрещено, но в кризис оно получает особенную актуальность.

Кризис 1 года возрастная психология

Аффективные реакции при очередном запрещено либо нет могут быть около большой силы: кое-какие дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Значительно чаще появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это либо излишнее давление, не допускающее кроме того маленьких проявлений самостоятельности, либо непоследовательность в требованиях взрослых, в то время, когда сейчас возможно, а завтра запрещено либо возможно при бабушке, а при папе — ни за что. Установление новых взаимоотношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т. е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка родных взрослых смягчают кризис, оказывают помощь ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.

Основное приобретение переходного периода — необычная детская обращение, именуемая Л.С. Выготским автономной*. Она существенно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию время от времени напоминают взрослые, время от времени сильно отличаются от них. Видятся слова, не похожие на соответствующие слова взрослых (к примеру, ика — шкаф, гилиги-лича — карандаш); слова — обрывки слов взрослых (ка — каша, па — упала); слова — искажения слов взрослых, сохраняющие однако их фонетический и ритмический рисунок (тити — часы, ниняня — не нужно); звукоподражательные слова (ав-ав — собака, му-му — корова).

Кризис 1 года возрастная психология

Еще более занимательны семантические различия. Мелкий ребенок вкладывает в слова совсем другой суть, чем взрослый человек, потому, что у него еще не сложились наши взрослые понятия. Для нас слово значительно чаще связано с определенной группой предметов, аналогичных по какому-то значительному, в большинстве случаев функциональному показателю. Так, часы — вещь, благодаря которой мы определяем время. Это предметное значение имеют все часы, обозначаемые нами одним словом, — и громадные, и мелкие, и круглые, и квадратные, и ручные, и стенные с маятником. Ребенок не имеет возможности так обобщать предметы. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

С тем чтобы выяснить смысловую сторону автономной речи, обратимся к классическому примеру Чарльза Дарвина, обрисовавшего автономную детскую обращение на базе наблюдений за своим внуком. Гуляя с внуком по парку, он замечал происхождение нового слова. Мальчик, восхищенный открывшимся видом на пруд, по которому плавала утка, сказал: Уа. Это слово он повторил дома, заметив пролитое на столе молоко, а после этого начал так именовать всякую жидкость — молоко в бутылке, вино в бокале и т. д. в один раз он игрался старинными монетами с изображением птиц и также назвал их уа. И наконец, все мелкие, круглые, блестящие предметы (похожие на монеты, пуговицы, медали) взяли то же наименование.

Кризис 1 года возрастная психология

Лишь проследив всю цепочку объектов, объединенных одним детским словом, мы можем делать выводы о его значении. Первоначально это была целостная обстановка — утка на воде. После этого появился ряд других значений, как бы вытекающих из отдельных частей целой картины: поверхность пруда соединилась в представлениях мальчика с блестящей лужицей от пролитого молока и по большому счету со всеми жидкостями; другая линия значений протянулась от утки — к изображениям птиц на монетах и к предметам, имеющим ту же форму и цвет, что и монеты. Такая отнесенность слова к различным, с нашей взрослой точки зрения, объектам называется многозначностью.

Скольжение значений многозначных слов связано с условиями их происхождения — с их ситуативностью, вплетенностью в эмоционально насыщенную обстановку. По большому счету, автономная обращение появляется лишь при яркой аффективной окраске принимаемой ребенком ситуации и активности самого ребенка, эту обстановку переживающего либо действующего в ней. Исходя из этого говорят, что образование многозначных слов имеет эмоционально-действенный темперамент.

Кризис 1 года возрастная психология

Еще одна особенность автономной речи — своеобразие связей между словами. Язык мелкого ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят приятель в приятеля как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Потому, что автономная детская обращение фонетически и семантически отличается от взрослой, она понятна лишь самым родным людям, неизменно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов. Общение с другими взрослыми посредством таковой речи нереально, хотя здесь смогут оказать помощь неязыковые средства — жесты и ясная мимика ребенка, сопровождающая непонятные слова. Следовательно, автономная обращение допускает общение, но в других формах и другого характера, чем то общение, которое станет вероятным для ребенка позднее.

Кризис 1 года возрастная психология

Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Shift + Enter